От чего зависит успеваемость ребенка в школе

От чего зависит успеваемость ребенка в школе

Кандидат филологических наук и завуч по учебно-методической работе в одной из школ Санкт-Петербурга Ольга Сачава провела в учебном заведении опрос, который помог выявить, что влияет на оценки учеников 2-11 классов. Преподаватель раздала родителям учеников анкеты, включающие пять блоков вопросов: четыре о семье и один — о самом ребенке и его успеваемости.

Одна из особенностей проведенного исследования заключается в том, что оно проходило в школе на Васильевском острове, который, как считают авторы материала, можно назвать Россией в миниатюре. Среди обитателей острова есть и мигранты, и жильцы коммуналок, и обеспеченные люди. Поскольку состав населения острова неоднороден, в школе, где проводилось анкетирование, учатся дети из разных социальных прослоек. Это позволяет считать выводы Сачава достаточно объективными.

Принято считать, что хорошие результаты в учебе демонстрируют дети образованных и обеспеченных родителей. Как выяснилось в петербургской школе, это не совсем и не всегда так.

В семьях с доходами менее пяти тысяч рублей на человека в месяц живут 26 процентов троечников и при этом 30 процентов отличников. В то же время 25 процентов семей отличников и 21 процент родных троечников зарабатывают более 20 тысяч рублей на человека в месяц. А более 20 процентов участников опроса живут в коммунальных квартирах, таким образом, обстановка тоже мало влияет на успехи учащихся.

По словам Сачавы, на успеваемость влияет не сам факт обеспеченности или малообеспеченности семьи ребенка, а умение родителей распоряжаться своими финансами, получать удовольствие от работы и стремиться к самореализации. Как выяснилось, большинство родителей троечников работают ради денег, не получая никакого удовольствия от своего труда.

Что касается уровня образования родителей, то его связь с успехами детей в учебе удалось проследить только в начальной школе. 64 процента мам и пап учеников начального звена имеют высшее образование, при этом у 20 процентов отличников один из родителей имеет сразу два высших образования. Однако в основном звене у 43 процентов родителей с высшим образованием дети учатся на тройки.

Наличие богатой домашней библиотеки тоже оказалось не слишком важным фактором, оказывающим влияние на успеваемость школьников. В семьях 73 процентов отличников хранится более 200 книг, а у родителей 75 процентов троечников домашняя библиотека состоит из ста и более книг. У шести процентов ребят, учащихся на тройки, в библиотеке дома более тысячи книг.

Главным образом на успеваемость детей, как выяснилось, влияет обстановка в семье, ее состав и отношение родителей к жизни и трудностям в ней.

Так, 85 процентов отличников оказались детьми из полных семей, причем оба родителя для них — родные. Только пять процентов детей с отличными и хорошими результатами учебы живут с мачехами и отчимами. Из неполных семей отличниками оказались 10 процентов детей. Их родители сознательно отказываются от вступления в повторный брак, чтобы уделять все свое время детям.

50 процентов отличников и хорошистов живут вместе с бабушками и дедушками. 40 процентов учеников, которые получают в основном тройки, не общаются со старшим поколением. Кроме того, 67 процентов хорошистов и отличников в начальной школе и 73 процента успевающих детей из средней школы живут в семьях, где отмечаются домашние праздники.

«Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей школьника семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребенка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи свидетельствуют о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребенка», — пояснила Сачава.

Отвечая на вопрос о том, влияет ли на успеваемость школьников алкоголизм одного из родителей, автор опроса заявила, что сам по себе факт пьянства не связан с оценками. По словам Сачавы, когда в семье признают наличие подобной или другой проблемы и пытаются ее решить, ребенок может спокойно и хорошо учиться.

По словам педагога, ей бы хотелось, чтобы отныне система финансовой поддержки образования вкладывалась не только в техническое обеспечение школ, но и в налаживании связей учебного учреждения с семьями учеников.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: