Даже те родители, которые настолько любят и балуют своего малыша, выполняя все его прихоти и подчиняясь капризам, понимают, что окружающий мир так снисходителен к нему не будет. Значит, им требуется подумать, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.
Без этого необходимого навыка ему будет трудно адаптироваться в социуме. Уже в яслях малышу придется подчиняться определенному укладу, убирать за собой. Поэтому необходимо приучать детей к чистоте с самого раннего детства.
Задачи, поставленные перед малышом, не должны быть неразрешимыми.
В каждом возрасте дети могут выполнять только какие-то определенные действия:
Как только малыш встанет на ноги и начнет оставлять за собой следы пребывания в помещении, его можно пытаться научить:
собирать разбросанные игрушки;
складывать детские книжки в стопку;
если уж так получилось, относить в ванную мокрые штанишки – свои;
помогать маме на кухне или в ванне: нести в раковину ложки или перекладывать белье в тазик.
Советы психолога: все эти навыки следует прививать в игровой форме, учитывая возможности ребенка. Ведь кто-то устойчиво ходит с 8-ми месяцев, а кто-то передвигается по стенке и в 1 год 3 месяца. Дети развиваются индивидуально, и нормы физического развития весьма условные. Многие действия не только приучают к порядку, но и развивают координацию.
С 2 лет можно расширить круг детских «обязанностей». Малыш может сам накрывать на стол и убирать свою посуду, если она сделана из пластика.
Его уже можно приучать к несложным кулинарным процессам: размешивать тесто для блинов, взбивать омлет и подобным.
Ему уже под силу выполнять следующие несложные задания:
самостоятельно вынести горшок;
протереть пыль;
помыть свою тарелку;
может быть, полить цветы.
Малыш уже должен понимать: нельзя оставлять после себя беспорядок! Поиграл – сложи игрушки, почитал – книжки.
Задача, как приучить ребенка к порядку в своей комнате, не решится, если малышу для уборки нужно ждать взрослых. То есть ящики для игрушек недосягаемы, книжные полки высоко.
Если ребенку нужно ждать, когда у родителей освободиться время, чтобы они разложили вещи по местам, а он целый день находится среди разбросанных вещей, то что такое порядок он понимать не научится.
К 4 годам можно уже разрешать малышу расставлять свои игрушки так, как ему кажется красивым – именно расставлять, а не раскидывать.
Он с удовольствием поможет маме стирать свои носочки и платочки, пылесосить пол и даже мыть его.
С 7 лет у ребенка должны быть уже свои домашние обязанности:
поливать цветы;
протирать пыль;
мыть обувь.
Малыш уже должен понимать: нельзя оставлять после себя беспорядок! Поиграл – сложи игрушки, почитал – книжки.
Задача, как приучить ребенка к порядку в своей комнате, не решится, если малышу для уборки нужно ждать взрослых. То есть ящики для игрушек недосягаемы, книжные полки высоко.
Если ребенку нужно ждать, когда у родителей освободиться время, чтобы они разложили вещи по местам, а он целый день находится среди разбросанных вещей, то что такое порядок он понимать не научится.
К 4 годам можно уже разрешать малышу расставлять свои игрушки так, как ему кажется красивым – именно расставлять, а не раскидывать.
Он с удовольствием поможет маме стирать свои носочки и платочки, пылесосить пол и даже мыть его.
С 7 лет у ребенка должны быть уже свои домашние обязанности:
поливать цветы;
протирать пыль;
мыть обувь.
Можно спрятать разбросанные вещи и объяснить, что «игрушки обиделись, ведь их бросили». Оставить на виду только грязные вещи, когда требуется спешить в садик.
Более радикальные меры – выбрасывать все, что валяется – применяются только с подростками. У малышей происходит от такого метода отторжение. Игрушки будут прятаться в самые неподходящие места, вряд ли их начнут убирать.
Чтобы воспитать у детей любовь к порядку, во многих случаях придется приучить себя убирать вещи. Даже совсем маленький малыш не будет слушаться маму, если у нее по всей комнате разбросаны вещи – он не сможет понять, что от него требуется.
Стремление к чистоте можно развить только в ситуации, когда в чистом доме детям комфортно. Если из-за порядка устанавливаются значительные ограничения, то к подростковому возрасту возникнет естественный протест: почему за собой следить должны только младшие члены семьи?
Как грамотно приучать ребенка к порядку?
Границы дозволенного должны быть определены с самого раннего возраста. Требования и ограничения устанавливаются только разумные – никаких отступлений быть не должно.
Ответственности за соблюдение порядка можно требовать только в том случае, когда правила прозрачны для всех.
Дети с самого раннего возраста всегда испытывают родителей на прочность, определяя допустимые границы поведения. Взрослые в этой ситуации должны соблюдать спокойствие, и не отступать. Признаки слабости для детей: раздражение родителей, истерики, мелкие уступки. В дальнейшем давление увеличится.
Не подчиняясь детям, родители оказывают им услугу. Социум таким же снисходительным, как родители, не будет. Дети должны знать, что такое дисциплина с самого раннего возраста.
Несознательное неповиновение, ребяческая безответственность не наказывается. Нужно объяснять, чем это чревато, помогать исправлять ошибки. «Бунт» спокойно подавляется.
Противодействие маленькому безобразнику, который специально ломает игрушки – не покупать выпрашиваемую замену, если подросток портит вещи, то его можно уже попросить компенсировать стоимость – заработать и приобрести подобное, или отработать с помощью домашних обязанностей.
Жалеть ребенка можно и нужно только после того, как конфликт закончился. Он должен понимать, что, несмотря на неправильный поступок, его любят. И количество любви от характера нарушения не меняется.
Никогда нельзя наказывать за то, что выполнить невозможно. Маленького ребенка, обмочившегося в постели несознательно, ругать нельзя.
Подросток не успевает в школе. Перед тем как наказывать его, требуется понять, почему так происходит: не хватает способностей или он не делает уроки?
Все воспитание должно основываться на любви. Малыши без протеста соглашаются на воспитательные меры, если вокруг них спокойная семейная атмосфера.
Самая главная ошибка родителей – регулировать поведение своего чада вспышками гнева, скандалами и криками. Излишние эмоции и рукоприкладство выдают слабость «руководителей». Если ребенок соблюдает правила только потому, что боится наказания, к дисциплине приучить его невозможно.
Как только он достигнет возраста, что наказать будет невозможно, ребенок выйдет из-под влияния родителей, перестанет соблюдать требования, среди которых и поддержание порядка в квартире.
Навыки следует прививать, а не вырабатывать условный рефлекс перед будущим силовым или моральным воздействием.
В последнем случае с задачей – привить ребенку любовь к порядку – справиться не удастся.
Добавить комментарий