Знание алфавита – основа нормальной жизни человека в обществе. Всем известно, что без навыков чтения и письма невозможно взаимодействовать с другими людьми. Именно поэтому обучать ребенка буквам начинают в раннем детстве. Однако здесь возникает множество вопросов: как научить ребенка алфавиту, когда начинать, с какого возраста и правильно ли вообще спешить?
Мнения психологов на этот счет расходятся: одни говорят, что чем раньше малыш начнет хотя бы внешне знакомиться с буквами, тем лучше он будет развит потом. Другие же отмечают, что преждевременное обучение ни к какому результату не приводит, а значит, и пытаться незачем.
Тем не менее, на сегодняшний день родители стараются начинать образование своих детей с самого младшего возраста.
Зачем обучать алфавиту?
Помимо вполне естественных социальных причин, необходимость знания букв человеку до пяти лет обусловлена требованиями, выдвигаемыми многими школами: далеко не каждое учебное заведение довольствуется простым умением читать слоги. Сейчас часто для поступления в первый класс нужно продемонстрировать свои навыки читать со скоростью десять – пятнадцать слов в минуту.
Исходя из указанных соображений, ребенка начинают обучать алфавиту (причем не только русскому, но и английскому, если планируется поступать в школу с языковым уклоном) сразу после того, как он сказал свои первые слова – до двух лет, а иногда и до года.
Этот процесс далеко не всегда проходит быстро: очень многое зависит от индивидуальных особенностей детского развития. Однако существует множество рекомендаций педагогов и психологов о том, как легко научить ребенка алфавиту.
Когда начинать обучение?
Этот вопрос – один из первых, которым задаются родители, решившие отдать свое чадо во власть науки. Единого ответа на вопрос нет: одни хотят приобщить к знаниям полугодовалого малыша, другие забывают о необходимости знакомиться с буквами до самой подготовки к школе, считая, что дитя должно отдохнуть, пока есть возможность.
Ни один из этих вариантов нельзя назвать правильным: слишком раннее начало учебного процесса не является эффективным, так как буквы, скорее всего, будут забыты до школы, а слишком позднее приведет к проблемам с освоением русского, а затем и английского языка в дальнейшем.
Специалисты, разбираясь в этом вопросе, называют определенные возрастные рамки, когда знакомство с буквами будет наиболее продуктивным: четыре – пять лет. При этом очень важно начать обучение правильно, ведь от этого зависит, понравится ли малышу учиться вообще. Случается так, что слишком требовательные родители своим навязыванием алфавита уничтожали всякое желание учиться.
Как научить ребенка алфавиту правильно: подготовка к учебному процессу
Самое главное, с чего стоит начать – положительные эмоции. Для любой успешной деятельности необходим позитивный посыл. Поэтому человека нужно с малых лет приобщать к чтению, попробовать привить любовь к нему. Все, что для этого следует сделать, — читать малышу книги: сказки, стишки, басенки.
Дитя должно радоваться возможности вместе с родителями познакомиться с новой историей, а не чувствовать принуждение со стороны взрослых.
Чтобы не уничтожить детское желание самому выучить буквы и освоить чтение, необходимо придерживаться следующих правил:
Малыш должен сам выбирать книгу, которую будет читать ему взрослый.
Лучше, чтобы издание было иллюстрированным, тогда дитя быстро почувствует интерес.
Обязательно нужно обсуждать с малышом прочитанное, но не учительским тоном, а обычным, понятным для него языком в форме дружеской беседы.
Иногда не лишним будет попросить малыша сделать краткий пересказ: это развивает память, умение формулировать свои мысли.
Иногда родители все же начинают учить ребенка алфавиту в раннем возрасте (до трех-четырех лет). Если выбран такой путь, правильно будет использовать специальные детские приспособления, увеличивающие интерес к алфавиту и улучшающие его запоминание в этом возрасте:
Магнитная азбука хороша тем, что всегда под рукой. Магнитики легко крепятся на холодильник или другую металлическую поверхность. Играя, можно собирать из них первые слоги и даже слова.
Буквы с иллюстрациями. Их можно купить, а можно сделать самостоятельно, попросив ребенка о помощи. Выбирая из массы иллюстрированных карточек слов одну, прикрепляя ее под нужную букву, дитя быстро запоминает азбуку.
Печеные буквы. Детей всегда приводит в восторг еда, необычная по форме. Именно поэтому правильно будет использовать съедобный алфавит для обучения чтению.
Учебные мультфильмы. Современный кинематограф предлагает массу детских мультиков, знакомящих малышей с азбукой или цифрами. Их можно использовать как закрепление результата обучения, включив ребенку такой мультфильм после основного занятия.
Распространенные ошибки родителей
Иногда родители, мало знакомые с педагогическими методиками, пытаются научить ребенка трех – пяти лет алфавиту, однако не только не добиваются позитивных результатов, но и формируют чувство отвращения ко всему учебному процессу вообще. Это может произойти, если взрослый систематически совершает ряд ошибок:
Перегружает малыша информацией, когда он просто не может запомнить все, что пытается вложить в него родитель. Не будучи в состоянии накопить полученные знания, дитя отказывается их воспринимать.
Заставляет учить азбуку. Даже взрослый человек не терпит, когда его к чему-то принуждают. Дети, по натуре своей любящие свободу, всегда отказываются заниматься тем, что пытаются навязать им.
Кричит. Важно помнить, что любой негатив отражается на психике ребенка. Повышение тона, раздражение взрослых, может испугать малыша, что испортит весь учебный процесс.
Занятия должны проходить спокойно, непринужденно, как игра. Взрослый должен понимать, что ребенок еще мал, ему сложно воспринимать столько новой информации. Начинать урок нужно утром или днем, но ни в коем случае не поздно вечером: помимо передачи знаний, родители должны задаться целью сформировать дисциплину, поэтому не стоит тянуть с занятием до ночи.
Как научить ребенка алфавиту: педагогические приемы
Чтобы выучить с малышом азбуку, нужно не только обладать терпением, уважением к нему, но и интересоваться новейшими педагогическими приемами обучения, которые каждый день пополняются новыми способами взаимодействия с детьми.
Одна из таких оригинальных методик была разработана педагогом Е. Бахтиной. Она основана на ассоциативном мышлении человека. Суть в том, что малыш должен придумать свои ассоциации к той или иной букве: они могут опираться на ее звучание или, например, внешний вид. Так, часто на вопрос о букве «А» дети составляют ассоциацию плачущего младенца, а буква «Д» для них похожа на дом.
Метод Бахтиной подробно изложен на страницах ее научных работ, поэтому при желании родителей правильно обучать ребенка алфавиту, ею нетрудно воспользоваться.
Также можно найти иные подходы к учебному процессу, которые подойдут под характер и тип мышления малыша. Главное, что нужно помнить, задавшись вопросом, как научить ребенка алфавиту: взрослый должен помогать малышу, поддерживать, а не быть строгим учителем, навязывающим знания.
Добавить комментарий