«К чтению готов!», или Как воспитать книголюба

«К чтению готов!», или Как воспитать книголюба

Мало что может больше умилять родителей, чем вид карапуза, с умным видом «читающего» книжку. Но интерес ребенка к книгам очень редко проявляется сам по себе, без помощи мамы или папы. Дети учатся говорить тогда и только тогда, когда с ними говорят другие люди. Точно так же и с чтением – детей начинает интересовать чтение, только если родители читают им вслух и если в доме вообще принято читать.

Когда же нужно начинать читать ребенку вслух? С самых первых месяцев жизни – отвечают психологи. Только никогда не следует заставлять ребенка слушать книжные истории. Первое знакомство с книгами обязательно должно быть в виде игры. Но и не нужно увлекаться книжками-игрушками. Все-таки чтение должно оставаться чтением, а не игрой, и ярких картинок вполне достаточно, чтобы привлечь внимание малыша к книге. Ведь вначале для ребенка в книге главенствуют иллюстрации, так как в первые годы жизни именно зрение дает ему основную информацию об окружающем мире, и простые ритмы. Начинать знакомство с книгами следует с простых стишков (например, «Игрушек» Барто), русских народных потешек и коротких сказок с повторяющимися словами («Репка», Теремок»).

«Ну еще разочек!»

К тому времени, как вашему ребенку исполнится 2 года, у него уже будет пара любимых книг. И неважно, что придется читать ему «одно и тоже» — повторение одних и тех же фраз очень развивает языковые способности малыша и память, а также помогает ребенку устанавливать ассоциации между словами и картинками. Так что, если ваш малыш в сотый раз просит вас почитать «Три поросенка», не отказывайте ему. Время от времени останавливайтесь на последних строчках стихов или часто повторяемых фраз и предлагайте ребенку самому докончить предложение.

И все же не стоит ждать, пока домашняя библиотечка надоест ребенку. Покупка новой книги – для малыша всегда событие, почаще покупайте новые книги с красивыми картинками. Время от времени экспериментируйте: даже если малыш всем книгам предпочитает сказки или, например, серию про Смешариков, все равно попробуйте иногда менять тематику книг. Замечено, что большинству маленьких читателей нравятся также книги со счетом, о животных, частях тела и об окружающем их повседневном мире (машинах, одежде и т.д.).

«Хочу взрослую книжку!»

Постарайтесь никогда не отказывать ребенку в чтении, даже если он хочет читать слишком сложную для его возраста книгу. Из-за таких отказов многие дети так и остаются на уровне сказок — у них просто нет интереса читать литературу, задействующую мозги, они боятся «взрослых» книг, толстых и без картинок.

Итак, если малыш тащит к вам толстенный фолиант из папиного книжного шкафа, не отшатывайтесь в ужасе. Вместо этого попробуйте немного опустить уровень сложности этой книги, рассказав ребенку своими словами, о чем она, вместе рассмотреть картинки. И хотя по-настоящему вы не читаете, для ребенка это все равно совместное чтение. Он получит наслаждение от общения с вами, которое будет прочно ассоциироваться с переворачиванием страниц.

«Надоело!»

Надо признать, удержать внимание двух- и трехлеток надолго очень трудно. Так что будьте реалистами – никакой ребенок не будет слушать книгу, даже самую любимую, целый час. Маленьким детям лучше читать короткие истории, от 5 до 20 минут, но почаще. И обязательно перед сном – это вообще волшебное время. В это время любой ребенок с удовольствием слушает сказку.

«Не хочу читать ни за что!»

Как правило, дети от 1,5 до 2-3 лет с удовольствием рассматривают и слушают книжки. Но вот после этого возраста интерес у многих малышей к книгам начинает угасать – ведь их тело и разум развились настолько, что предоставляют все новые и новые возможности для познания мира. Да к тому же в наше время существует так много «конкурентов» у печатных изданий – это и телевизор, и компьютер, и мультики на DVD. Задача родителей – не дать любви к книгам исчезнуть совсем. Один из способов поддержания интереса – записывать то, что рассказывает ребенок (случаи в детском саду, игры с бабушкой), а затем прочитывать эти записи вместе с ним. Так у ребенка закрепляется мысль, что написанные слова – это просто отражение устной речи, реального мира.

Ребенку, предпочитающему общение со сверстниками чтению книг, лучше читать в небольшой группе детей, например, во время визита друга. Можно прочитать обоим короткую сказку, а затем попросить изобразить эту сказку в лицах. Подойдут также сказки с часто повторяющимися фразами, которые дети смогут произносить хором.

«А ты сама почему не читаешь?»

Родителям, которые сами не любят книги, практически невозможно воспитать книголюба. И наоборот: если малыш хотя бы время от времени видит маму или папу с книгой в руках, он начинает рано проявлять интерес к чтению. Для ребенка, где в семье принято обмениваться впечатлениями о прочитанном, вместе покупать книги, читать вслух, сообща рассматривать иллюстрированные издания, книги становятся необходимостью, такой же естественной, как игрушки или общение с другими детьми.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: