Причины и лечение заикания у детей

Причины и лечение заикания у детей

Заикание у детей, нарушение речевой функции, проще всего лечить в дошкольном возрасте. Стоит заметить, что проблема практически всегда поддается коррекции, если обратиться к профессиональному логопеду, а также психологу, способному выяснить, в чем причина дефекта.

Основные этапы формирования речи начинаются в раннем детстве, при этом не исключено, что выявятся нарушения согласованности работы органов речевого аппарата и дыхания. По сути, дефект проявляется судорогами, которые распространяются на язык, губы, мышечные ткани гортани, приводя к клиническим симптомам – паузам, повторам слов и слогов, удлинению звуков.

При этом замечено, что чаще всего дефект развивается среди мальчиков, обладающих меньшей эмоциональной устойчивостью, чем девочки. В лечении заикания у детей причины должны учитываться обязательно.

Выделяют несколько провоцирующих факторов:

логоневроз или невротическое заикание диагностируется примерно в 15% случаев и вызывается такими распространенными причинами, как психоэмоциональное потрясение или частые стрессы;
органическое поражение нервной системы, вызванное патологией родовой деятельности либо внутриутробного развития, частыми заболеваниями в грудничковом возрасте;
генетическая предрасположенность – теоретическое предположение, основанное на выявлении заикания у нескольких поколений рода.

Необходимо как можно раньше принимать меры при выявлении дефекта, так как у детей лечение заикания проходит наиболее эффективно.

Если у ребенка дошкольного возраста появились симптомы подобного нарушения речи, родители должны не только обеспечить профессиональное лечение, но и в домашних условиях придерживаться определенной программы:

Малыш дошкольного возраста впитывает в себя как губка, особенности поведения окружающих его взрослых. Поэтому желательно в домашних условиях разговаривать неторопливо, плавно строя свою речь. Необходимо отучить ребенка от торопливого, невнятного произношения слов с захлебывающимися интонациями;
Как правило, такая речь является признаком повышенной эмоциональной возбудимости. Нужно постараться уменьшить ее, используя разрешенные врачом седативные средства;
Необходимо снизить речевую нагрузку, но при этом постоянно практиковать упражнения, рекомендованные логопедом. До 4 лет запрещается заставлять малыша проговаривать сложные или малопонятные для него слова и фразы, необходимо, чтобы головной мозг был достаточно развит для усвоения сложной информации;
Отсутствие специальной гимнастики, нежелание родителей совместно разучивать стишки приводят к замедлению развития речевого аппарата. Еще одна причина прогрессирования патологии – несерьезное отношение к страхам ребенка, который, например, боится спать в темной комнате. В этом случае психологи рекомендуют не «ковать» характер, а стараться успокоить малыша, осмотрев вместе с ним все подозрительные уголки и объясняя, что нигде не прячется ужасный «бука»;
Нежелание идти навстречу ребенку и оставлять в его комнате включенный ночник, способно привести к развитию неврозов, которые могут сопровождаться заиканием;
Кроме того, следует постараться создать максимально спокойную обстановку и не перезагружать ребенка с заиканием посещением многочисленных кружков.

Даже в домашних условиях лечение заикания у детей должно строиться на основании рекомендаций грамотного врача, который не только назначит препараты, помогающие снять мышечные спазмы, но и посоветует оптимальные методики улучшения моторики органов речи.

Хороших результатов добиваются, используя комплекс дыхательных упражнений по авторской разработке А. Н. Стрельниковой.

При заикании у детей дыхательные упражнения выполняют с активным участием диафрагмы, с обязательным продолжительным выдохом и на начальном этапе без речевого сопровождения.

Гимнастика должна проходить по следующим правилам:

нужно делать вдох коротким и резким;
выдох должен выполняться протяжно, бесшумно и без напряжения;
вдох сопровождается движением в маршевом ритме;
упражнения выполняются на счет 8, при этом вести ритм нужно мысленно;
во время упражнений можно сидеть или стоять.

Дыхательные упражнения, позволяющие справиться с заиканием:

«Ладошки». Выполняется стоя, согнув в локотках руки и повернув их ладошками вниз от себя. Сначала делают шумный быстрый вдох, сгибая локти, и как бы хватая воздух. Затем выполняют свободный и шумный выдох. Рекомендуется 2 подхода по 4 вдоха с паузами в несколько секунд, во время которых нужно опускать ручки;

«Погончики». В той же позиции плотно сжимают кулачки и прижимают их к талии. Делая вдох, напрягают плечи и толкают резко руки кулачками по направлению к полу. Выполняют упражнения 8-12 раз;
«Насос». В той же позиции, расставив до ширины плеч ноги, нужно тянуться выпрямленными руками к полу, наклоняя вперед туловище с прямой спиной. Во время наклона делается короткий резкий вдох. Движение напоминает то, которое выполняется при накачивании шины насосом. Делают 4 подхода по 12 раз. Идеально, если во время упражнения ребенок поднимает с пола палку. В случае необходимости лечить патологии позвоночника или сердечно сосудистой системы нельзя наклонять туловище низко;
«Кошка». В той же позиции нужно присесть, одновременно выполняя поворот туловища в сторону. Во время приседания – вдох, при выпрямлении – выдох. Делают 12 подходов по 8 раз;
«Маятник». Из той же позиции следует наклониться вперед с вытянутыми по направлению к полу руками и делая вдох. Вернувшись в прежнее положение, наклониться назад, также выполняя резкий вдох;
«Уши». Не меняя позы, голову поочередно наклоняют в обе стороны, старясь прикоснуться ухом к плечу и глядя перед собой. Выполнять следует 12 подходов по 8 раз.

Существует множество подобных упражнений для успешного восстановления речи ребенка. Если выполнять их даже всего на протяжении пары месяцев ежедневно, можно добиться значительного укрепления диафрагмы, мышечно-связочного аппарата гортани и легких. Постепенно происходит углубление вдоха, что позволяет сделать борьбу с дефектом намного эффективнее.

У детей дошкольного возраста заикание часто исчезает само по себе. Однако не стоит ожидать самостоятельного исправления нарушения, так как можно запустить проблему, что потребует продолжительного лечения. Намного проще при первых признаках посетить логопеда и помочь своему малышу, занимаясь с ним дыхательной гимнастикой.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: