Ребёнок застенчивый: в чём причины и можно ли это исправить

Ребёнок застенчивый: в чём причины и можно ли это исправить

Родители хотят, чтобы их дети быстро и легко вливались в коллектив, активно вели себя на уроках, радовались всему новому. Однако порой оказывается, что ребёнок застенчивый. Он не хочет участвовать в играх, не может постоять за себя и робеет, когда учитель вызывает к доске. С помощью экспертов разбираемся, что такое застенчивость, каковы её причины и что делать таким детям и их родителям.

Как проявляется застенчивость

Ребёнок избегает общения: отказывается от новых знакомств, посещения новых мест и общения с новыми людьми.
Он долго привыкает к незнакомой обстановке. Часто это можно наблюдать во время адаптации к детскому саду.
У ребёнка мало или совсем нет друзей.
У него трудности с отстаиванием своих интересов.

«Ребёнка обычно называют застенчивым, если он демонстрирует неуверенность в социальных ситуациях. Физически застенчивость может проявляться в покраснении кожи, неподвижности, пугливости, потливости, обидчивости, в компульсивных действиях (например, покусывании губ), ребёнку бывает сложно выражать эмоции».

Причины застенчивости

Высокая чувствительность нервной системы ребёнка. У него более острая реакция на критику, более сложный процесс проживания негативных жизненных ситуаций.
Травматические события. Возможно, ребёнок сталкивался с публичным унижением или пережил неожиданный переезд и смену школы, развод родителей.
Постоянная критика внутри семьи, воспитание стыдом, гиперопека.
Игнорирование чувств, желаний и мнения ребёнка внутри семьи. Запрет на проявление агрессии. От ребёнка в такой семье требуется только одно: быть «удобным».

«Застенчивость нередко возникает из-за неуверенности в себе и низкой самооценки, и причины могут быть в близком окружении ребёнка. Например, у него может возникнуть боязнь публичных выступлений потому, что когда-то в раннем детстве он услышал критику со стороны бабушки, дедушки, родителей или сверстников».

Учёные, исследовавшие застенчивость, считают, что на её появление могут влиять несколько факторов:

порядок рождения ребёнка в семье;
доминирование родителей в воспитании;
застенчивость самих родителей;
особенности нервно-психического развития ребёнка.

Быть застенчивым — это нормально?

Застенчивость — нормальная черта характера, и не стоит относиться к ней как к тому, что надо исправить.

Дарья Захарова: «Застенчивость может быть временной и существовать на определённом этапе взросления, а может быть постоянной особенностью человека. «Лекарством» от застенчивости станет понимание ребёнком того, что он находится в безопасности, имеет право проявлять себя так, как у него получается».

Для того чтобы помочь ребёнку легче адаптироваться в коллективе, папе и маме стоит начать с себя.

Психолог даёт несколько советов родителям:

Не принуждайте ребёнка выступать на публике и делать то, что заставляет его беспокоиться.
Не нужно сравнивать его с другими детьми.
Нельзя игнорировать переживания ребёнка, обесценивать их. Дайте ему возможность делиться своими страхами, опасениями и мыслями.
Не стыдите застенчивого ребёнка, особенно прилюдно.
Не насмехайтесь.
Не оставляйте ребёнка одного в незнакомой обстановке, если он к этому не готов.
Хорошей помощью для ребёнка будет предупреждение о смене обстановки. Расскажите ему, что его ждёт в новых условиях, кого он может там встретить и чем будет заниматься.
Проявляйте терпение и умейте ждать, пока ребёнок не почувствует себя в безопасности в новой обстановке.
В повседневной жизни предоставляйте ребёнку возможность почувствовать себя самостоятельным и успешным в том, что у него получается.
После новых мероприятий, на которых ребёнок побывал, обсудите вместе, как у него хорошо получилось общаться. Спрашивайте, что больше всего ему запомнилось и понравилось. Так у него будет накапливаться позитивный опыт и повышаться самооценка.

Дошкольнику могут помочь ролевые игры: разыгрывание сценариев новых ситуаций с участием членов семьи или игрушек.

Ребёнку постарше помогут рассказы взрослых о том, как те чувствовали застенчивость и как её преодолевали. Это снизит у школьника уровень тревоги и даст понимание, что с ним всё в порядке.

Дарья Захарова: «Родителям важно быть поддерживающими, терпеливыми и внимательными. Безопасная обстановка внутри семьи позволит ребёнку чувствовать себя более уверенно».

В подростковом возрасте дети также могут испытывать застенчивость, что нормально для этого периода, отмечает эксперт. В таком возрасте идёт поиск себя и своей идентичности. В подростковый период мнение родителей становится не таким важным — подростки больше ориентируются на то, как принимает их социум. На основе этого они делают выводы о себе.

Людмила Семёнова: «Если ребёнок неуверенный и зажатый, помогайте ему, почаще говорите: «У тебя всё получится». Хвалите даже за самые маленькие достижения. Не высмеивайте его и не торопите, проявляйте такт и терпение, уважение к ребёнку как к личности».

Как преодолеть неуверенность. Советы Дарьи Захаровой подросткам:

Помните, что застенчивость — это нормально. Мы все поначалу чувствуем себя не очень уверенно в новых ситуациях, для адаптации нужно время.
Стоит найти поддержку среди родных и друзей. Возможно, хорошей опорой станет психолог.
Стоит практиковать дыхательные практики для того, чтобы помогать себе в тревожных ситуациях.
Найдите занятие, которое вам по душе, то, что у вас хорошо получается или что давно хотелось освоить. В кружке, секции или клубе по интересам проще найти общие темы для общения.
Ведите дневник успехов: записывайте то, что получилось, свой прогресс в жизни и в общении.
Практикуйте общение. Можно начинать с маленьких шагов: попробуйте поздороваться с интересующим вас человеком, в следующий раз задайте вопрос, а уже после этого постарайтесь завязать разговор.

Поднять ребёнку самооценку — задача взрослых

Задача родителей и учителей — раскрыть ребёнка, говорит Людмила Семёнова:

«Недавно бывшая ученица прислала мне трогательное признание. В младшей школе она была очень застенчивой, но теперь, в 20 лет, раскрылась. И помогла ей в том числе учительская поддержка. Девочка боялась читать стихотворение у доски, и, когда однажды я её вызвала, она предпочла прочитать его с места. Она была уверена, что я её отругаю, но я поставила ей пятёрку и похвалила. Эту свою первую пятёрку ученица запомнила на всю жизнь. «Учёба давалась мне тяжело, я чувствовала себя некомфортно, но всегда знала, что за моей спиной стоит учитель», — поделилась она. Это говорит о том, что каждое слово взрослого влияет на самооценку ребёнка и становится ключом к его дальнейшим действиям».

Характер ребёнка меняется, и застенчивый школьник может вырасти в уверенного взрослого, отмечает педагог.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: