По статистике, с дислексией сталкивается каждый десятый ребёнок. Это означает, что в вашем классе могут быть 2–3 ученика, для которых чтение – мука. Дислексия не связана с нарушением интеллектуальных способностей, мотивацией или качеством преподавания. Это нейробиологическая особенность. Вместе с экспертом Ассоциации родителей детей с дислексией разберёмся, что это такое, как распознать и какую помощь оказать ученику с такими особенностями.
Что такое дислексия: развеем главные мифы
Дислексия — это специфические особенности восприятия информации, связанные с несформированностью высших психических функций. Проще говоря, человек с дислексией понимает текст иначе. Это не болезнь, а особенность работы мозга, никоим образом не связанная с низким интеллектом, ленью, плохим зрением или слухом.
Самые распространённые мифы о дислексии
Миф 1: все трудности с чтением — это дислексия.
Факт: не все ошибки при чтении — признак дислексии. Главный критерий — длительность и стойкость проблем.
«Овладение чтением — это сложный навык. Пытаясь его освоить, большинство детей испытывают трудности разного характера и часто в процессе обучения делают ошибки. Но если у обычных детей «опечатки» быстро исчезают, то у детей с дислексией они сохраняются продолжительное время — месяцы, годы. А чтение превращается в медленный, трудный и нежеланный процесс, вызывающий негативные эмоции и мысли не только у ученика, но и у окружения».
Миф 2: дислексия — это результат лени и невнимательности.
Факт: у ребёнка с дислексией чтение требует колоссальных усилий в силу особенностей восприятия.
Миф 3: дислексия бывает только у детей с низким IQ.
Факт: уровень интеллекта таких детей часто выше среднего. Многие гении (Леонардо да Винчи, Уолт Дисней, Пабло Пикассо) имели признаки дислексии.
Миф 4: дислексия проходит сама с возрастом.
Факт: дислексия не «излечивается», но с помощью правильной коррекции и под руководством специалиста человек может научиться читать, писать и реализовывать свои амбиции.
Как распознать дислексию в разном возрасте
Первые признаки возможной дислексии, которые могут стать сигналом обращения к специалисту, могут проявиться как в «детсадовские» годы, так и в первых классах школы.
Дошкольный возраст:
Речь развивается медленнее, чем у сверстников.
Возникают трудности с мелкой моторикой: неловко держит карандаш, не умеет завязывать шнурки.
Есть проблемы с координацией и балансом.
Не может запомнить последовательности: дни недели, алфавит, ритм.
Присутствуют сложности с запоминанием названий цветов, графических символов.
Начальная школа:
Есть трудности с сопоставлением буквы и звука.
Читает, угадывая окончания, «перескакивает» через слова и строки.
Читает буквы «зеркально» (например, «т» — «г», «ь» — «р») и слова — задом наперёд («рак» – «кар»).
Чтение очень медленное, побуквенное или послоговое.
После правильного прочтения слова не может узнать его на следующей строке.
Отказывается от чтения вслух, присутствует сильное нервное напряжение при выполнении домашних заданий.
Плохо понимает прочитанное, хотя на слух ту же информацию усваивает прекрасно.
С какого возраста начинать волноваться
Хотя о дислексии чаще говорят в конце 2-го — начале 3-го класса, когда становится ясно, что навык чтения не автоматизируется, первые «звоночки» видны гораздо раньше. Обращаться к логопеду можно и нужно ещё в саду.
Елена Ушакова: «Чем раньше ребёнок начнёт получать помощь, тем проще ему будет учиться в школе, а значит, он сумеет избежать многих неприятных моментов, в том числе и эмоциональных, сопутствующих трудностям при обучении».
Причины, формы и «соседи» дислексии
Точные причины дислексии до конца не изучены, учёные полагают, что генетический фактор имеет немаловажное значение.
Елена Ушакова: «Особое внимание следует уделить семьям, где у одного или обоих родителей есть дислексия, дисграфия и другие трудности с чтением и письмом».
Исследования с использованием МРТ показывают, что у людей с дислексией иначе работают определённые зоны мозга, отвечающие за фонологическую обработку и автоматизацию чтения.
Степени тяжести дислексии:
Лёгкая: трудности почти незаметны при своевременной помощи.
Средняя: требуется специализированная поддержка в школе.
Тяжёлая: навык чтения практически не формируется, нужна интенсивная помощь.
Сопутствующие трудности
Часто дислексия идёт рука об руку с:
дисграфией — трудностями с письмом;
дискалькулией — сложностями в освоении арифметики.
Что делать: практическое руководство для родителей
По словам Елены Ушаковой, главные специалисты, к которым нужно обратиться в случае возникновения трудностей с чтением и письмом, — это логопед, психолог и дефектолог.
Елена Ушакова: «Специалисты проводят разностороннюю оценку развития ребёнка, в том числе речевого и коммуникативного. Комплексный подход в диагностике поможет более точно оценить особенности развития ребёнка и определить специфику нарушений и программу помощи».
Как помочь с уроками:
Слушайте аудиокниги. Они позволят усваивать программный материал без стресса. Начинайте с коротких произведений, слушайте вместе, обсуждайте.
Делите на части. Большой текст или задание разбивайте на маленькие «порции». Прочитали три предложения — отдохнули, обсудили.
Используйте «окно для чтения». Вырежьте в карточке окошко, чтобы ребёнок видел только одну строчку или слово. Это помогает сконцентрироваться.
Читайте вместе. Вы читаете вслух, а ребёнок следит за текстом. Потом можно читать по очереди, давая ведущую роль «чтеца» ребёнку.
Создайте «ситуацию успеха». Хвалите не за результат («прочитал без ошибок»), а за усилие («я вижу, как ты старался!»).
Развивайте «слабые» функции с помощью упражнений:
Для рабочей памяти. Игра «Запомни и повтори» (последовательности цифр, слов, фигур). Собирание пазлов.
Для внимания. «Найди все буквы «А» на этой странице», лабиринты, игры наподобие «Съедобное — несъедобное».
Для зрительно-пространственного восприятия. Конструкторы, графические диктанты («две клетки вправо, одна вниз»), лепка, обводим контуры рисунков.
Чтобы поддержать самооценку ребёнка, говорите ему прямо: «Твой мозг устроен по-особенному. Тебе сложно читать, но зато ты отлично мыслишь образами / изобретаешь / понимаешь людей».
Рассказывайте о знаменитостях с дислексией. Это поможет ребёнку понять, что он в хорошей компании и его особенности не мешают ему достичь желаемого.
Специалисты считают, что дислексия — это не только трудности, а часто признак нелинейного, образного мышления. Такие дети могут преуспеть в визуальных искусствах.
Елена Ушакова: «Ребята с дислексией имеют широкие возможности для самореализации. Часто они демонстрируют нестандартный подход к решению задач, поэтому находят себя в искусстве, дизайне, а также инженерии, спорте».
Как выстроить диалог со школой
Перед встречей с учителем соберите информацию: заключение логопеда/психолога, примеры работ ребёнка.
Говорите на языке фактов, а не эмоций. Не «он у меня ленивый», а «мой ребёнок имеет заключение о дислексии, ему требуется особый подход».
Предлагайте решения: «Дома мы используем аудиокниги, возможно, вы могли бы разрешить моему ребёнку пользоваться ими на уроках?» или «Могли бы вы давать ему задания в печатном виде, чтобы не списывать с доски?».
Просите о конкретных условиях: увеличении времени на выполнение заданий, устных ответах вместо письменных, оценках за содержание в обход грамотности.
Что такое «успешная коррекция» дислексии
Это не «избавление» от дислексии, а достижение состояния, когда ребёнок:
уверен в себе и не стыдится своих особенностей;
научился использовать необходимые инструменты, чтобы справляться с академическими задачами;
имеет высокий уровень социализации, у него есть друзья и хобби;
реализовал потенциал в той сфере, где его сильные стороны — преимущество.
Куда обратиться за помощью
1. Государственная система:
школьный логопед/психолог;
ППМС-центры (психолого-педагогические и медико-социальные центры). Они есть в большинстве городов, помощь часто бесплатная.
2. Общественные организации:
Ассоциация родителей детей с дислексией;
онлайн-навигатор «100 ответов о дислексии»;
онлайн-диагностика для первичной оценки трудностей;
проекты «Неделя осведомлённости о дислексии», «Родительское собрание».
Главное
Дислексия — это не клеймо «вечно неуспевающего», а нестандартная ситуация, с которой можно работать. Это «отклонение» можно сравнить с особым языком, на котором говорит мозг ребёнка. Наша задача — не переучить, а стать «переводчиком» и помочь найти ту среду, в которой этот необычный язык станет преимуществом. Профессиональная поддержка поможет превратить школьное «выживание» в самореализацию. Такой ученик вырастет не «исправленным», а уверенным в себе человеком, который умеет использовать свои сильные стороны.
Добавить комментарий