Домашнее обучение: плюсы и минусы для ребенка и родителей

Домашнее обучение: плюсы и минусы для ребенка и родителей

Обучение в домашних стенах является наиболее древней формой получения знаний, которая зародилась задолго до появления первых общеобразовательных школ. На протяжении многих столетий домашнее обучение было единственным способом получить знания. Доступно это было лишь обеспеченным, зажиточным семьям, способным оплатить услуги частного преподавателя или родителям, имеющим свободное время и соответствующие знания и навыки для обучения дитя на дому.

В эпоху СССР школьное обучение на дому было возможно только для деток с ограниченными физическими возможностями. К детям, которые не могли свободно передвигаться или страдали какими-либо психологическими заболеваниями, на дом ежедневно приходили школьные учителя и давали индивидуальные уроки.

Остальные же школьники для получения среднего образования на общих основаниях ходили в школу. Но начиная с 1992 года учиться не выходя из дома совершенно официально имеет право каждый желающий школьник.

И если раньше домашнее обучение (или как еще его называют, хоум-скулинг) было мерой вынужденной, то сейчас образование в домашних стенах стало модной тенденцией — все чаще родители выбирают именно этот способ получения образования для своих детей.

Причины, по которым родители переводят своих отпрысков на домашнее образование, разнообразны:

нежелание доверить воспитание чада чужим людям;
ограждение малыша от физического и морального давления в школе;
желание дать сыну или дочери знания самостоятельно, так, как считают нужным сами;
недовольство качеством и уровнем школьного воспитания и образования.

Разберемся, какие виды, плюсы и минусы имеет домашнее обучение.

Существует несколько разновидностей обучения в домашних стенах:

Надомное обучение. Ежедневно к ребенку на дом приходят школьные учителя и в индивидуальном порядке читают предметы. Такая форма образования возможна при наличии медицинских рекомендаций;
Экстернат. Ученик изучает дисциплины в удобном для него темпе и режиме с помощью родителей или же самостоятельно, после чего сдает экзамены в школе. Можно, к примеру, пройти 2 года программы за один;
Нон-скулинг. Родители при этом не вмешиваются в процесс обучения, а лишь по его просьбе помогают в тех или иных вопросах, ребенок самостоятельно получает знания по выбранному им самим особому стилю.

При любой форме хоум-скулинга ученик обязан дважды в год прибывать в школу и сдавать экзамены — только в этом случае он сможет получить аттестат о законченном среднем образовании.

Прежде чем решиться перевести свое драгоценное чадо на домашнее обучение, родителям необходимо тщательно взвесить все аргументы за и против и решить, действительно ли эта модель образования пойдет сыну или дочери на пользу.

Более эффективное освоение программы. Педагог или родитель в ходе обучения понимают, в чем ребенок «плавает», а какой материал усвоил безупречно. В результате ученик отличается более высокой успеваемостью и качеством знаний;

Индивидуальная программа также позволяет экономить драгоценное время, в результате его становится больше для посещения музеев, театров, выставок и т. д. Десятилетнюю программу вполне можно освоить за более короткие сроки;
Возможность изучать предметы, не читающиеся в школе, но необходимые, по мнению родителей — например, редкие или древние языки, архитектуру, искусство;
Возможность организовать индивидуальный график в соответствии с биологическими часами ученика, что позволяет избежать излишних нагрузок, в результате чего такие дети реже болеют;
Отсутствие конфликтов с учителями, сверстниками, старшими товарищами по школе (это, как известно, негативно отображается на психике детей);
Пребывающий на домашнем обучении ребенок лишен дурного влияния сверстников в нежелательных компаниях;
Развитие индивидуального образа мышления, без чужих стереотипных влияний, отсутствие свойственного многим коллективам «стадного инстинкта»;
Воспитание происходит в привычных для семьи традициях, что особенно важно, если она принадлежит к какой-либо религиозной общине или этническому меньшинству;
Исключается постороннее влияние на религиозные взгляды и убеждения, а также их критика и высмеивание;
Более тесный контакт с родителями, близкие доверительные отношения с ними.

Дефицит общения со сверстниками. Многие могут возразить: но ведь малыш не удален из социума полностью, не сидит в четырех стенах, а общается с друзьями, соседями, ходит в магазины, посещает спортивные секции, другие общественные места. Это действительно так, но в таких ситуациях он выбирает для общения только приятных и симпатичных ему людей, не получая драгоценного опыта решения конфликтных ситуаций (которые, само собой, неизбежны во взрослой жизни);
Постоянный контроль родителей и гиперопека могут привести к инфантильности и эгоизму;
Родитель, который контролирует сына или дочь, должен быть очень организованным и твердым человеком, ведь он несет ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Не каждый взрослый способен грамотно, профессионально и эффективно организовать обучение детей вне школы;
К сожалению, родители не всегда могут профессионально обучить, ответить на все вопросы сына или дочери. Это возможно только в том случае, если взрослый обладает блестящими знаниями школьной программы (а это, согласитесь, явление редкое), широким кругозором и потрясающей эрудицией;
То, что могут дать ребенку 12-15 школьных учителей, не в состоянии дать один родитель, какими бы знаниями, мудростью и опытом он ни обладал;
Ребенок понимает, что он «не такой, как все», в результате чего в глубине души ощущает себя белой вороной;
Отсутствие опыта общения со сверстниками и учителями отражается на коммуникации во взрослой жизни. В собственной семье он привыкает к повышенному вниманию, любви, ощущает себя нужным, важным и незаменимым человеком, а попав в высшее учебное заведение, на работу или в армию, сталкивается в суровой реальностью, в которой он совершенно безразличен окружающим;

Дороговизна. Методические пособия, учебники, оплата услуг частных преподавателей (а они, скорее всего, понадобятся) обойдутся родителям недешево;
Невозможность учиться на ошибках других людей. Находясь по 5-6 часов в школе, в коллективе, ученик наблюдает за другими детьми, анализирует их поведение, делит поступки на «белое и черное», учится распознавать ложь, неискренность, лицемерие. Взрослые, выступающие против хоум-скулинга, утверждают, что на «пальцах» объяснить это дома невозможно.

Переводить ли сына или дочь на домашнее образование, конечно же, решать только родителям. Можно, к примеру, организовать «домашнюю школу» не во время учебного года, а в последний месяц летних каникул и оценить собственные силы и понаблюдать за реакцией чада.

Совет. Прежде чем перевести ученика на домашнее образование, покажите его опытному психологу. Специалист поможет определить особенности характера, тип мышления, оценит темперамент ребенка и подскажет, пойдет ли хоум-скулинг ему на пользу.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: