Падение мифа о красоте: как жить и растить детей в эпоху феминизма и бодипозитива

Падение мифа о красоте: как жить и растить детей в эпоху феминизма и бодипозитива

Стандарты красоты менялись на всем протяжении истории человечества, а в современном мире под сомнение ставится уже само главенство стандартов красоты. Красота переоценена? Человека определяет не внешность? Как успеть за этими переменами? И главное (точно важное) — можно ли хвалить детей за красоту? Отвечает наша колумнистка Ольга Карчевская.

«Не родись красивой, а родись счастливой», «С лица воду не пить», «Главное, чтобы человек был хороший» — крупицы бодипозитивизма проникали в общественное сознание уже давно, но представление о том, что привлекательная и укладывающаяся в рамки текущего понимания нормы внешность — это едва ли не главное достоинство женщины, главенствовало всегда.

Сегодня мы наблюдаем попытку снять чары с «мифа о красоте»: поднимается широкая общественная дискуссия о том, так ли это обязательно — подвергать себя дорогостоящим и болезненным бьюти-практикам, носить неудобную и подчас опасную для здоровья одежду и обувь, оценивать свою значимость по тому, насколько ты вписалась в стандарты своего времени. Сегодня сторонниц бодипозитива все еще считают маргиналками, на чье мнение можно не ориентироваться, но скорость, с которой движение набирает силу, говорит нам о том, что парадигма сменится еще при нашей жизни. И нам придется как-то приспосабливаться к жизни в мире, где слова и воспитательные практики приходится подбирать с особой осторожностью. Так давайте же к этому подготовимся.

Как свидетельствуют эксперты по пластической хирургии, в России 99% людей, обращающихся к пластическим хирургам, — это женщины (в мире их 85%).

И нет, большинство людей идут к этим специалистам не из-за врожденных или приобретенных дефектов внешности, а потому, что «недотягивают» до актуальных стандартов. Но и те, кто ни разу в жизни не ложился под нож, в ежедневном режиме подвержены множеству неприятных и ресурсозатратных мер по поддержанию себя в «подобающем» женщине виде. Как часто мы слышим от мужчин «что такое один раз родить по сравнению с тем, чтобы каждый день бриться». Имеют в виду они при этом, конечно же, себя — забывая, что у женщин площадь ежедневного бритья во много раз больше. Нам приходится сбривать данные нам природой волосы на ногах (часто выше колена тоже), руках, в подмышках, в паху. Последние две области очень нежные и реагируют на бритье воспалением, ссадинами и сухостью, ну а если не брить — то терпеть весьма болезненные процедуры вроде эпиляции воском, сахаром или лазером. Многие косметические процедуры тоже приносят боль и делаются регулярно.

Женщины неустанно борются со всем, что делает их попросту — нормальными. Волосами, подкожным жиром, целлюлитом. Целлюлит — не болезнь и не косметический дефект, а просто способ женского тела откладывать жиры — это бывает даже у 14-летних. Но каких только кремов, процедур и массажей не существует, чтобы от него «избавиться». В сериале «Удивительная миссис Мэйзел» про стендап-комедиантку в Америке 50-х годов есть моменты, где показывается, как главная героиня и ее мать каждый день встают на час раньше своих мужей, наводят полный марафет, а потом снова ложатся «спать», чтобы их мужья думали, что такие прекрасные лица и прически — естественное состояние их жен.

До сих пор существуют психологи, которые пишут в статьях, что семейная лодка разбилась о быт, потому что жена смеет выходить к мужу в бигуди.

В спорах о том, присутствовать ли мужу при рождении собственного ребенка, одним из аргументов до сих пор является «но он же увидит жену такой некрасивой!» — как будто красота входит в топ-10 вещей, важных в момент родов. Главенствующий сейчас стандарт красоты велит переделывать взрослых женщин со всеми изменениями, присущими их возрасту, обратно в подростков: лобок должен быть без единого волоска, индекс массы тела на нижней границе нормы или вообще за ней, идеально гладкая кожа лица и не дай бог никакой седины!

При этом меняющиеся стандарты красоты всегда — двойные. Там, где мужчина может не делать практически ничего (кроме умывания, причесывания и чистой одежды), женщина должна потратить кучу денег, времени и сил на то, чтобы выглядеть просто «прилично». Седой волос? Это же неприлично! Нет макияжа? Это неприлично. Поправилась? Снова это слово.

Если твое лицо попало на страницы гламурного журнала, тебя ждет много фотошопа — если ты, конечно, не мужчина. Есть даже специальный стиль обработки фото — «на манер Esquire» — с нарочитыми порами, родинками и волосками на лице. Но это мужской журнал, женщинам там положено появляться только в рубрике «Красивая женщина рассказывает анекдот» — и почему-то «эсквайр-стайл» на обработку фото для этой рубрики не распространяется. «Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны» — несмотря на то, что женщины тоже предпочитают мужчин посимпатичнее, дозволение выглядеть как угодно есть только у одного пола.

Потихоньку это меняется, бодипозитив (позитивное отношение к любому телу, в том числе не укладывающемуся в текущие представления о красоте) уже проник в маркетинг, ведущие мировые бренды внедряют в свою рекламу идею разнообразия. Многих такие изменения пугают, но давайте разберемся, так ли они страшны.

Объективация — это опредмечивание, приписывание кому-то черт, обусловленных собственным восприятием, отказ видеть личность за одним параметром, например, только как сексуальный объект.

Конкурсы красоты — пережиток прошлого?

Через фем-оптику оценивание женщин по внешности выглядит ничем не лучше невольничьих рынков, где рабам заглядывали в рот — оценить уровень здоровья. Женщины, дефилирующие в купальниках перед жюри, состоящим преимущественно из одетых мужчин, — в современном мире подобное зрелище вызывает скорее недоумение и понемногу исчезает в цивилизованных странах. Шоу «Мисс Вселенная» больше не собирает столько же телезрителей, как вручение «Оскара», я довольно давно уже не получала вестей из этой сферы существования.

Особенно отвратительная форма конкурсов красоты — когда под женщин маскируют маленьких девочек.

Ранняя сексуализация детей — уже не то, на что общество способно спокойно закрыть глаза, как это было во времена известного фильма «Маленькая Мисс Счастье». Последние ностальгические всплески еще можно наблюдать в региональных вузах, но скоро и этому придет конец.
Женственность под запретом?

Многим кажется, что феминизм идет войной на женственность, будто бы целью движения является сделать людей одинаковыми. На самом деле целью является равенство, а не одинаковость: равенство прав и возможностей (отмена запрета на более сотни профессий для женщин), преодоление дискриминации при приеме на работу (наказание за материнство, зарплатный разрыв, стеклянный потолок), право на сексуальную неприкосновенность и так далее. Феминизм не стремится загнать всех в прокрустово ложе, напротив, это разговор о свободе, просто не только для мужчин.
Феминистки уже отменили бритье ног или это еще можно?

Феминизм — движение за права женщин самостоятельно определять все, что касается их жизней, в том числе — их тел. Он ничего не запрещает, он может только поднимать вопросы. Так ли необходимо избавляться от волос только потому, что ты женщина? Нам внушается, что из-за «кустов» в паху и в подмышках нас никто не захочет, но соответствует ли это действительности? В каких-то случаях да, некоторые мужчины тоже подвержены диктату моды, но если бы волосы убивали либидо, то не было бы фильмов эпохи «Глубокой глотки» (которую транслировали в кинотеатрах, потому что другого способа смотреть порно в то время не было) — только представьте, полный зал людей, наблюдающих на экране огроменные «кусты», и никто с криками отвращения не выбегает из зала. Тогда всех все устраивало.

Даже в сериале «Секс в большом городе» есть эпизод, в котором героини обсуждают новомодную «бразильскую эпиляцию» и с недоумением переспрашивают: «В смысле налысо? Вообще ничего?!» — то есть тогда иметь волосы в паху было совершенно нормальным, человечество не вымерло (эпиляция — новейшее изобретение, а сексом занимались всегда).

Я знаю множество женщин, которые выбирают не бриться вообще (и да, у них есть сексуальная жизнь, если они того хотят), знаю еще больше женщин, которые бреют «общедоступные» места исключительно летом, потому что их партнеру все равно, но они не готовы возводить свое не-бритье в акционизм и ловить на себе перепуганные взгляды коллег и прохожих.

Бреющих и депилирующих все, что не приколочено, я знаю несравненно больше, и хочется надеяться, что они сами это выбирают, а не под общественным давлением. В любом случае — запрета на это нет и не предвидится.

Никто не обязан быть красивым. Никто не обязан соответствовать чьим бы то ни было представлениям о красоте. Мир все ближе к сентенции «пусть расцветают все цветы».

Теперь все должны носить унисекс, да?

Многие переживают, что им запретят «женственную» одежду и обувь. Рюши, каблуки, корсеты, кружевное белье — все это многим нравится визуально, но носить это довольно мучительно. Лично я выбрала для себя спортивный нормкор — в приоритете удобство и простота ухода за одеждой. Я больше не хочу подворачивать ноги и носить впивающиеся лифчики с косточками. Мне нравится, куда в этом смысле свернула мода: кроссовки с платьем теперь нормально, покупать одежду в мужском отделе (потому что там она обычно дешевле и с карманами все ок) — нормально. Отдельные мужчины даже экспериментируют с платьями и макияжем, и как по мне — это очень секси.

Однажды мы проснемся в обществе, где четкое разделение одежды по половой принадлежности исчезнет, будет просто много разной одежды для людей — и каждый сможет выбрать свое и не быть пристыженным.

И мода будет милосерднее ко всем особенностям тел: любому весу, инвалидности, кожным заболеваниям — в массовой культуре будут представлены все виды внешности (а не только конвенционально красивые актеры) — и тогда людям, не вписавшимся в стандарт, будет гораздо проще принимать себя такими, какими их сделали их гены.
Стандарты красоты VS разнообразие

Может показаться, что красоту вообще пытаются отменить, но это, конечно же, не так. Скорее мы наблюдаем попытку отменить требование к женщинам влезать в узкие рамки единых стандартов. Никто не обязан быть красивым. Никто не обязан соответствовать чьим бы то ни было представлениям о красоте. Чем больше в кино, рекламе и массмедиа будет представлено разных типов внешности, тем привычнее это будет восприниматься и тем легче будет носителям неконвенциональной внешности вписываться в общество и хорошо относиться к себе. Люди с акне, алопецией, шрамами и растяжками, псориазом и витилиго, любым количеством конечностей, любым цветом кожи и любым весом — все имеют право на человеческое достоинство и то, чтобы в них видели прежде всего людей, а не набор внешних признаков. Мир все ближе к сентенции «пусть расцветают все цветы».
Комментировать внешность без запроса — нормально?

Нет, это больше не нормально, даже если вы имели в виду сделать комплимент. «Ты так похудела/поправилась/помолодела», «Ого, я бы никогда не дал тебе твой возраст», «Ого, какая большая у тебя стала грудь» — такие комментарии могут вогнать в краску или просто оставить странное чувство. Человек, которого похвалили за изменившийся вес, скорее всего подумает, что с предыдущим весом он выглядел отталкивающе, похвала за молодой вид может вызвать чувство, что стоит немного состариться обратно, как одобрение исчезнет. Возраст и вес — не личная заслуга и уж точно не определяют ценность человека. Вместо этого лучше сказать что-то вроде: «Ты вся светишься», «Какой у тебя отдохнувший вид», «Тебе идет этот макияж», «Мне нравится твой новый цвет волос».
Можно ли хвалить детей за внешность?

Похвала, с точки зрения современной педагогики, — вообще вещь спорная и тонкая. Советуют хвалить за конкретные действия и достижения, а не говорить «ты молодец/умница». Например: «Мне нравится, как ты это нарисовал, этот котенок выглядит милым», а не «ты гений». Говорить ли детям, что они красивые? По‑моему, это ситуативно и очень индивидуально.

Выражать любовь к ребенку можно множеством более безопасных способов: и прямо — словами «я люблю тебя», и косвенно — «мне так нравится смотреть, как ты ешь», «люблю, когда ты такой веселый, но и грустного тебя я тоже люблю», «ты такая смелая, обожаю это в тебе».

У такой похвалы может быть побочный эффект: ребенок будет понимать, что красота — это что-то определяющее, возносящее тебя над людьми. Помимо того что это может поспособствовать развитию высокомерия и лукизма, это может нанести травму в моменты жизни, когда внешность может неконтролируемо измениться: беременность и роды, пубертат, старение, болезнь. Внезапно выросший в переходный период нос, кожное заболевание, скакнувший из-за болезни вес, приобретенная инвалидность — для человека, который определяет свою ценность через внешность, это может стать ударом.

В современном мире лучше учить детей тому, что внешность может быть любой и ценят людей за другие качества: доброту, чувство юмора, эмпатичность, креативность и так далее. А выражать любовь к ребенку можно множеством более безопасных способов: и прямо — словами «я люблю тебя», и косвенно — «мне так нравится смотреть, как ты ешь», «люблю, когда ты такой веселый, но и грустного тебя я тоже люблю», «ты такая смелая, обожаю это в тебе». Помимо слов есть объятия, стремление проводить время вместе, принятие ребенка в любом его состоянии — когда ребенок понимает, что наша любовь к нему безусловна.

Лукизм — это когда мы всю сложность личности уминаем в прокрустово ложе внешности, отсекая все иные качества — интеллект, доброту, эмпатичность, чувство юмора и таланты. Не надо так.

А все эти «ох, ну и красавец, девки наплачутся», «эта красотка разобьет немало сердец» и прочее программирование на пренебрежение чужими чувствами лучше научиться держать при себе.
Но если я не скажу подруге, что она поправилась, то кто скажет?

Если у подруги нет проблем со зрением, скорее всего она и сама имеет представление о том, как выглядит. Более того, возможно ее все устраивает — и она имеет на это полное право. Или же наоборот — для нее это больное место, которое не стоит лишний раз трогать. В любом случае в ближайшем будущем мы будем жить в мире, где никому не будет дела до того, как выглядят тела других людей, это будет вне оценок.

Поэтому уже пора начать тренироваться держать свое мнение о внешности подруги при себе.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: