Безопасно ли беременным летать в самолетах: ответ ученых

Безопасно ли беременным летать в самолетах: ответ ученых

Медики разрешают летать беременным только при абсолютном отсутствии противопоказаний.

Сезон отпусков в самом разгаре, потому стоит поговорить о перелетах во время беременности.

Итак, во время полёта вы находитесь на определенной высоте над уровнем моря. Несмотря на то, что кабина самолета герметична, атмосферное давление в ней значительно ниже, чем на поверхности земли.

Происходит соответствующее снижение парциального давления кислорода, что приводит к снижению насыщенности кислородом крови приблизительно на 10%.

Такое снижение не представляет абсолютно никакой опасности для здоровых людей, тоже самое распространяется и на здоровых беременных женщин. В крови плода находится большое количество эритроцитов, где-то с 11-13 недели гестации начинается активный синтез фетального гемоглобина (этот вид гемоглобина имеет повышенное сродство к кислороду), поэтому изменение парциального давления кислорода не играет абсолютно никакой существенной роли для вашего ребёнка.

Перелеты абсолютно противопоказаны при наличии тяжёлой АНЕМИИ у беременной женщины (Нв < 75 г/л).

Лечим анемию — летим на самолёте.

Влажность воздуха в самолётах находится на низком уровне (~ 15%). Это приводит к увеличению потери жидкости кожей и слизистыми. К обезвоживанию это никогда не приведёт, ну если только вы не собираетесь лететь целый месяц. Поэтому кроме возможного ощущения сухости в носу и во рту — ничего более серьезного вам не грозит.

Перепады атмосферного давления зачастую приводят к "закладыванию" ушей, особенно если уже имеется заложенность носа, которая является частым спутником беременных женщин, что связано с вазодилатирующим действием прогестерона.

Поэтому при отитах и синуситах, особенно в их остром периоде, от перелетов рекомендуется воздерживаться, до достижения максимально возможной ремиссии заболевания. Это не строгое противопоказание, просто перелёт может усугубить уже имеющуюся проблему, и вы должны об этом знать.

Полет предусматривает длительное пребывание в положении сидя (если, конечно, это не бизнес-класс). Это увеличивает риск возникновения отека нижних конечностей и тромбоза глубоких вен (ТГВ). Также, этот риск дополняется за счёт физиологической гиперкоагуляции во время беременности, при наличии ожирения, если уже были эпизоды тромбозов глубоких вен, в случае курения беременной женщиной. Для полётов, длительностью не более 4 часов, ничего, как правило, не показано, кроме как:

— Осуществлять регулярные прогулки по салону, не реже чем каждые 1-1,5 часа;

— Употреблять достаточное количество жидкости и свести к минимуму потребление кофеина и алкоголя, во избежание обезвоживания;

— Желательно сесть возле прохода, так вы меньше будете беспокоить соседей и будете намного свободней себя чувствовать;

— Обсудить с доктором ваши индивидуальные риски в отношении тромбозов.

Для полётов на средние и дальние расстояния, длительностью более 4 часов, дополнительно рекомендуется:

— Ношение компрессионных чулков, соответствующего размера и класса компрессии, особенно это касается 2 и 3-го триместра беременности;

— Если имеется высокий индивидуальный риск тромбозов (это оценивает только врач), рекомендуется использование профилактических доз низкомолекулярных гепаринов в течение дня поездки и нескольких дней после неё.

Низкие дозы аспирина не рекомендуется использовать для профилактики возможных тромбозов у беременных женщин.

Полеты, длительностью более 4 часов, увеличивают относительный риск возникновения венозного тромбоза, но в целом, абсолютный риск очень мал.

В самолете уровень радиации несколько выше, чем на поверхности Земли. Но этот уровень является абсолютно не значимым для беременной женщины и её ребёнка. Если вы не работаете стюардессой и не совершаете до 10-15 перелётов в месяц — о радиации и её вредном воздействии можете забыть.

В каждом аэропорту, в целях безопасности и проверки пассажиров, установлены сканеры тела. Они бывают 2 типов: сканеры с использованием волн миллиметрового диапазона, излучаемые двумя антеннами, вращающимися вокруг человека, и сканеры с использованием ионизирующего излучения (рентгеновский сканер на основе обратного рассеивания — Backscatter X-ray).

Агенство по охране здоровья и Департамент Транспорта Великобритании в своём совместном руководство сообщают, что общая доза облучения, полученная при сканировании тела Backscatter X-ray (2-3 раза, например), меньше, чем доза облучения, полученная от 2-х минутного полёта на самолёте, или от 1 часа нахождения на поверхности Земли. Что касается микроволновых сканеров, создающих трехмерное изображение, то власти США сообщают, что излучение, полученное при прохождение такого сканера, в 10 000 раз ниже, чем излучение от мобильного телефона.

Предпочтительнее использование микроволновых сканеров, но если в аэропорту отсутствует такой вид сканера, а вы не хотите получать дополнительную дозу облучения — вы всегда можете отказаться от прохождения сканера и пройти ручной досмотр. Так что все сканеры безопасны для вас и ребёнка.

Многие авиакомпании не позволяют женщинам летать в сроке беременности более 36 недель, что вполне логично, потому как это срок почти доношенной беременности и никому не хочется принимать роды на борту самолёта. Поэтому после 36 недель куда-либо полететь может оказаться проблемой. Также, некоторые авиакомпании могут потребовать документ, указывающий предполагаемую дату родов и подтверждающий, что у вас нет никаких ожидаемых рисков от авиаперелета (обменная карта, справка от врача).

Противопоказания к перелетам:

— Преэклампсия;

— ИЦН;

= Предлежание плаценты после 26 недель беременности;

— Разрыв плодных оболочек, угроза преждевременных родов;

— Многоплодная беременность с высоким риском преждевременных родов;

— Тяжёлая анемия (Нв<70).

Для женщин с физиологической беременностью и без каких-либо дополнительных факторов риска, не существует ограничений для авиаперелетов. Это касается и ранних сроков беременности. Тем не менее, если была история с повторными выкидышами, внематочная беременность — целесообразно подтвердить методом УЗИ локализацию и жизнеспособность плода до поездки.

Подумайте о том, куда едете. Думаю, не стоит экспериментировать с дикими джунглями или горными экспедициями в Гималаи. Помните о малярии, тропических лихорадках и пр. Так что собирайте всю информацию о стране, в которую собираетесь лететь, какие меры предосторожности вы должны соблюдать, нужна ли вакцинация от чего-либо и пр.

Подводим итоги:

— На сегодняшний день не существует никаких доказательств того, что авиаперелеты увиливают риск преждевременных родов, отслойки плаценты, преждевременного разрыва плодных оболочек и пр.

— Не стоит совершать авиаперелеты после 36 (а лучше после 34) недель при одноплодной беременности и после 32 недель — при многоплодной.

— Сканеры тела не представляют опасности для матери и плода, но вы можете отказаться от прохождения сканеров и пройти ручной досмотр.

— Абсолютный риск возникновения тромбозов очень мал. Для полётов длительностью более 4 часов целесообразно использование эластических компрессионных чулок, в случае высоких индивидуальных рисков по развитию венозных тромбозов — использование низкомолекулярных гепаринов в течение дня поездки и нескольких дней после неё, которые назначаются лечащим врачом.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: